Компания «ВЛИБОР Системс» с 1999 г. сотрудничает с российскими аэропортами в сфере обеспечения авиационной безопасности, является одним из учредителей Ассоциации «Транспортная безопасность» и многолетним членом Ассоциации «Аэропорт» Гражданской авиации.

О работе, продуктах компании, о планах на будущее мы попросили рассказать Председателя Совета Директоров Владимира Борисова и Генерального директора Семена Пирумова.

Какие решения и технические средства для эффективного обеспечения авиационной безопасности «ВЛИБОР Системс» предлагает аэропортам сегодня?

Являясь авторизованным поставщиком и сертифицированным сервисным центром компаний Smiths Detection, CEIA и STI, мы предлагаем аэропортам полный спектр решений по обеспечению авиационной безопасности и обучению персонала. Тесное сотрудничество с ведущими мировыми производителями позволяет «ВЛИБОР Системс» создавать эффективные решения по обеспечению антитеррористической безопасности с использованием передовых технологий и выполнять проекты любого масштаба и сложности.

Для противодействия террористическим угрозам аэропорты применяют комплексный подход, создавая многоуровневую систему обеспечения безопасности. С этой целью используются различные технологии досмотра, начиная от металлодетекторов и рентгенотелевизионных установок для досмотра багажа и ручной клади и заканчивая радиоволновыми сканерами, детекторами следов взрывчатых веществ и экспресс-анализаторами химических соединений. Умело используя возможности техники, службы авиационной безопасности обеспечивают высокий уровень защиты, что позволяет пассажирам чувствовать себя спокойно на борту самолета.

Важными элементами систем авиационной безопасности являются устройства персонального досмотра. Именно они наиболее чувствительны к развитию современных технологий, так как призваны обеспечить не только высокий уровень безопасности в аэропорту, но и здоровье и комфорт каждого досматриваемого пассажира.

На сегодняшний день существуют три наиболее распространенные технологии персонального досмотра: металлодетекторы, системы рентгеновского досмотра и радиоволновые сканеры. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Безусловно, наилучшее качество предоставляет система рентгеновского досмотра. Но применение подобных средств ограничено, несмотря на безопасный уровень облучения, и используется только в отдельных случаях на наиболее критичных направлениях.

Оптимальным решением нам видится внедрение радиоволновых сканеров. Это наиболее современная технология, получившая широкое распространение в мире. Eqo –  система персонального досмотра производства Smiths Detection, работающая в диапазоне миллиметровых волн. Система 3D-сканирования обеспечивает быстрое обнаружение опасных предметов и производит данные  высокой точности, обрабатываемые автоматически в режиме реального времени.

Для предотвращения террористических угроз многие аэропорты используют поставляемые нашей компанией детекторы и экспресс-анализаторы, обнаруживающие взрывчатые, отравляющие, наркотические и другие опасные вещества.  Диапазон обнаруживаемых и идентифицируемых веществ – более 25 000 видов, объединенных в стандартные библиотеки или программируемые индивидуально.

Но весь этот арсенал сложных технических средств не может работать эффективно без наличия высококвалифицированных и опытных сотрудников служб авиационной безопасности. Для их подготовки «ВЛИБОР Системс» предлагает своим заказчикам различные программы обучения. Одной из них является программный комплекс STI для подготовки и обучения операторов авиационной безопасности “OTS AVSEC”. База данных этой учебной программы была разработана в сотрудничестве со службами безопасности аэропортов и содержит изображения, полученные с реальных установок, использующихся в аэропортах мира. Предлагаемое нами решение позволяет производить в том числе и дистанционное обучение операторов. На сегодняшний день программный комплекс STI успешно используется в аэропортах Шереметьево, Пулково, Самары и ряде других, а также в высших учебных заведениях страны.

Насколько безопасна предлагаемая вами техника? В чем ее преимущества?

Наша техника используется во многих странах мира, в том числе европейских странах и США. Нынешнее поколение поставляемых  рентгеновских приборов абсолютно безопасно для персонального досмотра людей, т. к. очень низка доза облучения. Европейские специалисты подсчитали, что эти досмотровые системы не могут нанести вреда человеку, даже если он будет проходить в аэропорту досмотр до трех тысяч раз в год. Безопасность рентгенотелевизионных систем достигнута за счет совершенствования технологии, благодаря которой при многократном снижении уровня излучения были  сохранены  надежность и качество работы.

Заботясь о безопасности пассажиров, нельзя забывать и об их комфорте. «ВЛИБОР Системс» предлагает новейшие решения, позволяющие минимизировать дискомфорт от прохождения досмотра в аэропорту, увеличивая тем самым и скорость прохождения пассажиропотока, и уровень безопасности. Речь идет о технологии iLane, которая в сочетании с многогенераторной рентгенотелевизионной установкой последнего поколения aTiX, обладающей функцией автоматического выявления взрывчатых веществ, позволяет быстро и с высоким уровнем достоверности отсеивать подозрительный багаж, тем самым значительно облегчая работу сотрудникам службы безопасности.

Преимуществом поставляемой нами техники является ее надежность и высокая информативность предоставляемых  данных. Прежде чем поставить новое оборудование клиентам, мы проводим его тестирование совместно со специалистами-взрывотехниками, криминалистами и проверяем эффективность  его работы.

К тому же мы не просто поставляем технику, но и  осуществляем  полную сервисную поддержку предлагаемых систем и аппаратов. Высокий уровень квалификации инженеров сервисного центра позволяет решать задачи любой сложности, связанные с пусконаладочными работами, монтажом и эксплуатацией оборудования. Сотрудники компании являются сертифицированными специалистами с многолетним  опытом работы и проходят регулярное обучение на заводах компаний-производителей.

Наличие квалифицированных специалистов позволило компании организовать круглосуточную техническую поддержку аэропортам, использующим нашу технику, а при необходимости осуществлять и выезд специалиста на место в течение 24 часов после получения вызова.

Вы поставляете досмотровое оборудование с 1999 года. Как его оценивают в аэропортах?

За прошедший период, с момента создания  ООО «Влибор Системс»,  реализовано более  тысячи рентгенотелевизионных досмотровых установок различного размера и назначения. Компания разработала решения, позволяющие внедрить надежные системы досмотра для различных типов аэропортов России, с учетом пассажиропотока, климатических и экономических характеристик регионов. За время работы компания оснастила целый ряд аэропортов нашей страны первоклассной досмотровой техникой. Оборудование, поставляемое ООО “ВЛИБОР Системс”, работает во многих аэропортах и успешно эксплуатируется в Шереметьево, Пулково, Домодедово, а также в аэропортах Красноярска, Хабаровска, Казани, Краснодара, Ростова-на-Дону, Сургута, Якутска и других городов Российской Федерации.

Аэропорты, воспользовавшиеся однажды услугами «ВЛИБОР Системс», теперь являются ключевыми и постоянными клиентами нашей компании и регулярно приобретают наше оборудование.

За 13 лет работы «ВЛИБОР Системс»  заработала репутацию надежного партнера, гарантирующего высокое качество поставляемого оборудования и услуг, отличный сервис и  исполнение взятых обязательств.

Скорость обслуживания авиапассажиров очень важна. Как обстоят дела с этим?

Все мы наблюдали, как иногда проходит досмотр ручной клади пассажиров. Стоит аппаратуре указать на возможность наличия в одной из сумок запрещенных предметов, как останавливается весь поток пассажиров, пока не будет выяснено, что тревога оказалась ложной. Новая система досмотра ручной клади, которую мы в ближайшее время планируем предложить аэропортам, позволяет более надежно выявлять в автоматическом режиме наличие запрещенных к перевозу предметов и веществ в ручной клади и тут же отодвигать ее в сторону для последующего детального досмотра, не задерживая таким образом досмотр остальных пассажиров.

Но наиболее существенное отличие этой системы - в самой технологии ее работы. HI-SCAN 6040aTiX – относится к стандарту 2 ЕСАС и является первой системой в мире, позволяющей производить автоматическое обнаружение взрывчатых, наркотических веществ и опасных жидкостей в ручной клади на контрольно-пропускных пунктах. Данная установка использует четыре независимых генератора и производит обнаружение с использованием двух параметров: плотность и эффективный коэффициент поглощения. В результате: (а) число ложных тревог значительно снижено, (б) можно проводить сложный анализ в режиме реального времени, не прерывая обычные процедуры досмотра.

Проще говоря, ложные тревоги установок возникают из-за почти полного совпадения атомного веса некоторых опасных и неопасных веществ. Но данная установка анализирует не только атомный вес, но и плотность вещества, что позволяет существенно снизить количество ложных сигналов. Кроме того, в этой установке есть логическая система, которая, не останавливая прохождения пассажиропотока, отодвигает в сторону лишь ту кладь, действительно требующей более тщательной дополнительной проверки. Наличие этих двух элементов весьма существенно увеличивает скорость прохождения пассажиропотока. HI-SCAN 6040aTiX уже проходила проверку в лондонском аэропорту Хитроу. Там она показала увеличение пропускной способности пункта досмотра на 35–45%. Этот аппарат дороже обычного, но, как показала проверка в Хитроу, он и работает за двоих.

Финансовые возможности московских и других международных аэропортов страны, а также региональных и местных аэропортов существенно отличаются. Учитываете ли Вы это в своих планах оснащения аэропортов?

У нас есть возможность предлагать различным по объему авиаперевозок аэропортам различные варианты решения одной и той же, общей и обязательной для всех задачи обеспечения безопасности. Постараемся объяснить, как мы это понимаем и делаем.

Коллектив «ВЛИБОР Системс», став членом Ассоциации «Аэропорт» ГА, считает одной из важнейших составляющих своей работы – участие в проектировании обеспечения безопасности аэропортов, в которые мы поставляем нашу технику. Полагаем, что это очень важно, так как от правильного подбора и размещения техники зависит как надежность системы безопасности, так и объем финансовых затрат данного аэропорта на ее осуществление. Не все осознают, насколько это взаимосвязано. Зачастую очень смутно понимают постоянно меняющиеся требования к обеспечению безопасности. Поэтому, будучи специалистами в данной области, мы стараемся предложить каждому аэропорту именно ту технику, которая обеспечивает выполнение всех требований по соблюдению безопасности в соответствии с его сегодняшней и планируемой загрузкой по перевозке пассажиров и грузов.

Наш специалисты помогут и составят проект размещения техники в данном аэропорту. Такая помощь нелишняя во всех случаях, но она особенно необходима при проектировании размещения оборудования в багажных системах, где требуется совместная работа и операторов досмотровой техники, и служащих багажных отделений.

Что еще из поставляемой вами техники наиболее приемлемо для обеспечения безопасности в небольших региональных и местных аэропортах?

Специалисты нашей компании сконструировали всесезонный и всепогодный мобильный пункт досмотра. На его колесном основании расположены интроскоп, металлодетектор и другое оборудование, обеспечивающее высокий уровень безопасности. Такой пункт досмотра можно передвинуть имеющимся в аэропорту автотранспортом или даже трактором в любую точку аэропорта или за его пределы, где необходимо провести предполетный досмотр пассажиров самолета или вертолета. Использование такого мобильного пункта позволит сэкономить значительные средства, так как отпадает необходимость строить в небольшом аэропорту терминал для размещения в нем постоянно работающих установок досмотра. Образец мобильного пункта досмотра мы планируем вскоре опробовать сначала в одном из московских аэропортов, где также иногда возникает потребность в проведении предполетного досмотра вдали от терминала.

Беседовал Игорь Макарочкин, обозреватель.